Почему-то именно эти слова рождаются во мне, когда я вижу грустный взгляд ребенка: об этом кричат его глаза, склоненная головка, сведенные плечики. Все чаще я сталкиваюсь с таким ощущением в школе, в детском саду, на улице. «Серые цветы», - сказал кто-то про таких бедных, заброшенных, обделенных родительским вниманием детей.
О том, как не хватает малышам любви родителей, очень часто говорят, очень много пишут педагоги и психологи. Но, к сожалению, проблема не только не исчезает, но становится все более и более актуальной. Поэтому мы приглашаем вас, уважаемые родители, поразмышлять вместе над этой серьезной проблемой и подумать, что зависит от нас, что мы можем сделать для того, чтобы дети - цветы жизни, вырастали жизнерадостными, уверенными и здоровыми, а не "серыми цветами".
Все мы все время куда то спешим, куда-то торопимся. В этой безумной погоне мы забываем не только о себе, но и, самое страшное, - о своей душе, о самом близком и дорогом для нас – о своих родных, о своих детях. Наше время расписано по часам, в нем, зачастую, кроме работы, ничему не остается места. И дело здесь не только в том, что необходимо зарабатывать деньги, но и в том, что женщина, мать семейства, хочет быть сегодня успешной, социально независимой, хочет самореализоваться и самоутвердиться в социуме. И эта тенденция активного вхождения женщины в мир мужчин уводит ее от семьи, от домашнего очага.
Темп и ритм жизни современной женщины – думаю, многие в этом со мной согласятся – все ускоряется и требует все больших затрат времени и сил. Поэтому ребенок все чаще попадает в руки бабушки, няни, круглосуточного сада, школы, улицы. Это ведет к тому, что отработанный веками институт семейного воспитания претерпевает изменения. Сегодня особенно остро эта проблема встает для больших городов. Приходящая в дом няня, насколько бы она ни любила детей, все же не может заменить ребенку мать, ее безусловное приятие и любовь. Ведь даже просто само присутствие матери позитивно влияет на психическое и физическое развитие ребенка.
Самое страшное в этой ситуации то, что, не получая любви в детстве, ребенок сам не научается любить. Казалось бы, чему тут учиться: проще и естественнее, непринужденнее чувства, чем любовь, нет. Однако, многие философы, в том числе и Э. Фромм, говорят о том, что любовь - это искусство. И нужно учиться любить. Не только своего партнера чтобы создать гармоничный союз, основанный на взаимопонимании, дружбе, взаимоуважении, но и своего ребенка, создавая ему тем самым площадку для старта, аэродром, откуда можно было бы взлетать.
Ощущая опору, ребенку легче шагать по жизни, быть увереннее, смелее в своих желаниях, конструктивно решать возникающие проблемы. Гораздо труднее тому, в чьем сердце зияют раны, томится ощущение ненужности, никчемности; каждый шаг такому малышу дается с трудом, сопровождается сомнениями, условностями, тяжелыми противоречивыми переживаниями.
Психологи говорят, что родительская любовь это благословление. Она или есть или ее нет. Ее отсутствие порождает внутренний вакуум и становится предпосылкой для глубоких личностных изменений, развития душевных заболеваний; поэтому и существует трактаты, объясняющие «Как на самом деле любить своего ребенка» (Р. Кемпбелл).
А ведь ребенку нужно так немного: теплый взгляд, нежное прикосновение, сказка, рассказанная на ночь. Все это дарит ощущение заботы, вашего тепла, любви. И дает ощущение ребенку, что его любят таким, какой он есть, без всяких условностей, что его принимают, понимают, жалеют.
Уважаемые родители, помня об этом, остановитесь на мгновение! Подойдите к своему ребенку, обнимите его. Скажите, как любите, какой он замечательный у вас, самый лучший. Поиграйте с ребенком, спросите, что волнует его, чем он живет, что его печалит и радует. Постарайтесь не повышать голоса на расшалившегося малыша, а объясните спокойно, чем недовольны. Может быть, тогда на наших асфальтовых улицах будет меньше «серых цветов».