Коновалова Елена Георгиевна

Статья «Трудности педагогов в условиях реализации ФГОС ДО»

 Добрый день, уважаемые коллеги! Своё выступление «Трудности педагогов в условиях реализации ФГОС ДО» мне хочется начать со слов П. Лапласа "То - что мы знаем, - ограничено, а то, чего мы не знаем, - бесконечно".

Преодоление затруднений в условиях реализации ФГОС – главная задача для воспитателя ДОУ. Впервые в российском законодательстве новый Закон об образовании признает дошкольное образование одним из уровней общего образования, наравне с начальным общим и средним общим образованием.

В период перехода к  ФГОС дошкольного образования каждый детский сад должен провести ряд мероприятий, чтобы соответствовать в своей деятельности требованиям Стандарта: разработать образовательную программу ДОО на основе одной из утвержденных Министерством образования и науки РФ примерных программ, создать условия для реализации данной программы, куда входит кадровое обеспечение обученными специалистами, финансовое обеспечение, материальное обеспечение.

 На сегодняшний день приведение ДОО в соответствие стандарту является актуальной проблемой каждого детского сада.

В этот период у педагогов возникают определённые личностные проблемы и трудности (связанные с особенностями личности педагога):

Психологические, связанные с традиционным подходом к профессии,

непринятие идеологии ФГОС ДО;

 неготовность воспитателя к смене привычной модели поведения;

не осознание себя как педагога "нового типа"

 консервативное мышление в силу возраста или профессиональной усталости,

 отсутствием мотивации,

давлением стереотипов и др.

 Дидактические:  обусловленные  недостаточным уровнем теоретико-методологической подготовки в части изменений в технологии организации образовательного процесса, организации проектной и исследовательской деятельности;

неготовность педагогов организовать детскую деятельность.

Организационно-методические, возникающие при отсутствии научной организации труда, практики работы с нормативно-правовыми документами, отсутствии навыков командно-проектной работы.

 отсутствие опыта проектирования и реализации ООП; сопротивление новым требованиям к созданию образовательной программы;

 Нельзя не затронуть и актуальные вопросы, связанные с профессиональной подготовкой кадров для детских садов в связи с введением ФГОС дошкольного образования. Сейчас уже является очевидным тот факт, что стандарты подготовки воспитателей совершенно не соотносятся со стандартами дошкольного образования. Требуется глубокая и детальная работа в этом направлении.

Внедрение ФГОС диктует повышенные требования к квалификации педагога, его ответственности, готовности осваивать новые подходы к профессиональной деятельности. Современные дети более активны, подвижны, информированы во многом, каждый ребенок индивидуален и неповторим. Чтобы соответствовать современным требованиям, понимать детей, быть участником процесса формирования личности ребенка, воспитателю также необходимо быть готовым и способным к изменениям, активным, компетентным.

Новое время диктует новые условия, которые не всегда с энтузиазмом воспринимаются большинством воспитателей. Спектр проблем, стоящих перед современным воспитателем, настолько широк, что от него требуется владение ИКТ, умение эффективно сотрудничать с другими людьми, полноценно использовать личностные ресурсы, готовность осуществлять собственную образовательную деятельность, обеспечивая конкурентоспособность и успешность.

 Сегодня востребован не просто воспитатель, а воспитатель-исследователь, воспитатель-психолог, воспитатель-технолог. Овладение более высоким уровнем профессионального мастерства рассчитано на высоко развитое профессиональное мышление, активизацию творческого потенциала. Кроме того, проблема подготовки воспитателя к педагогической деятельности как к творческому процессу, приобретает особую значимость. Воспитатель сегодня должен:

- уметь и хотеть самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применяя их в практике работы с дошкольниками;

- уметь грамотно работать с информацией, критически мыслить, перерабатывать приобретённые идеи и воплощать их в свою работу;

- быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях. В числе прочих в ФГОС заложены следующие принципы, на которые необходимо опираться при его реализации. Теперь разберем более подробно, что скрывается за данными определениями. Первый принцип гласит о том, что реализация программы теперь должна осуществляться в игре в форме творческой активности и деятельности. Считается, что занятия как форма себя исчерпали: на первое место выходит развитие познавательных способностей ребенка, а не заучивание каких-либо знаний. Т. е. знания теперь не самоцель, а лишь инструмент для развития ребенка в определенной области. Пять образовательных областей (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие) и их содержание позволяют сформировать полноценную личность ребенка. Более того, провести занятия с группой детей гораздо проще, нежели обеспечить их познавательное развитие в процессе игры сформировав у них параллельно и необходимые знания. Начнем с того, что дети по приказу играть не будут, т. е. их надо увлечь соответствующей игрой, а если игра не «пошла», то ее надо сменить. Только деятельность сменить нельзя: в планах она на сегодняшний день прописана и результат надо выдать. Другой момент: не будет вся группа детей играть в одну игру, разные игры будут, а соответственно и разные результаты. Теперь вернемся ко второму принципу, где образовательная деятельность должна выстраиваться на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, а теперь это умножим на развитие познавательных способностей и получим в итоге на выходе личностно-ориентированный подход как средство реализации ФГОС ДО. Т. е. педагог должен постоянно знать на каком этапе познавательного развития находится каждый ребенок. Для этого у него должны быть солидные знания по психологии, методики и тесты по выявлению сформированности уровней познавательного развития для каждого возраста соответственно. Чего нет, как и нет разрешения тестировать детей. Более того, личностно-ориентированный подход подразумевает что детей в группе будет не более десяти, иначе результатов невозможно достичь. Какова средняя наполняемость групп на сегодняшний день все и так прекрасно знают. К сожалению, приходится констатировать, что на сегодняшний день реализация ФГОС ДО не всегда выполнимая задача, кроме, наверное, единичных образцово показательных центров развития ребенка. Это и подтверждает и опрос более 120 педагогов различных дошкольных образовательных организаций. Из них только три прочитали ФГОС ДО целиком. Семь человек пытаются реализовать какую-то одну из областей ФГОС ДО — потому что она им импонирует и им самим интересно. Остальные только осуществляют присмотр за детьми «чтобы те были целы и невредимы».

Таким образом, современному обществу требуется уже не воспитатель-исполнитель, а воспитатель-исследователь, инициативный, широко образованный, поэтому в своей работе ДОУ воспитатели должны стараться творчески, нетрадиционно, по-новому преподнести материал, интересно организовать педагогическую работу, предоставлять детям дошкольного возраста возможность проявить себя как творческим личностям.

Другими словами, должно измениться отношение воспитателя к ребенку как к субъекту, личности, партнёру, имеющему собственное мнение. Естественно, при этом, учитывается возраст детей и необходимая бесконфликтная коррекция и воспитание.
В заключении хочется привести слова руководителя группы по разработке ФГОС ДО Александра Григорьевича Асмолова, который говорит: «Каждый ребенок для нас почемучка, и надо, по сути, не погасить почемучек, а дать им почувствовать себя уверенными людьми. И вместо классической формулы «учиться, учиться, учиться», мы говорим «развиваться, развиваться, развиваться». И если вы не будете забывать слова известного философа и педагога Джона Дьюи «Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера»,  Вам будет легче выстраивать образовательный процесс по-новому, думая прежде всего о благополучии детей.

Творите, развивайтесь! Как нет детей без воображения, так нет педагога без творческих порывов. Творческих Вам успехов!

21 мая 2017 в 15:26

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.