Коновалова Елена Георгиевна

Мастер-класс "Игры в кубе".

 Я хотела бы рассказать об использовании игрового комплекса «Кубомир» в работе над речевым развитием детей дошкольного возраста. Недостаточный уровень мотивации к образовательной деятельности у дошкольников – проблема, с которой рано или поздно сталкивается каждый специалист ДОУ.

Что же делать педагогу в случае, если ребёнок не активен на занятиях или проявляет негативизм к образовательной деятельности? Ответ прост: нужно заинтересовать ребёнка! Отличным и эффективным средством повышения мотивации у детей к занятиям в нашей логопедической группе стал игровой комплекс «Кубомир».
Почему именно куб? Ещё немецкий учёный Фридрих Фребель говорил об уникальности кубика для развития детей. Он считал его «бесспорным и необходимым даром для ребёнка», второй важной игрушкой после мяча. Кубики помогают детям развивать внимание, наблюдательность, логику, пространственное воображение, творческие способности и, конечно же, речь. Кроме того, куб очень мобилен, его можно вращать, передавать друг другу, подбрасывать. А подобные манипуляции с предметами дети просто обожают.
- включенность педагога в деятельность наравне с детьми;
- добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без дисциплинарного принуждения);
- свободное общение и перемещение детей во время деятельности.
Каким же образом я использую данный игровой комплекс в своей работе с детьми?
С удовольствием расскажу об этом.
Но ещё Конфуций писал: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать – и я пойму».
Задания фокус - группам:
1 группа. Два куба: дикие животные и их мех, шерсть. Разобрать куб на грани и объединить в пары животное и его мех (шерсть), правильно назвав при этом прилагательное, например, заяц – заячий мех.
2 группа. 1 куб. Мнемосхема описательного рассказа о домашнем животном. Составьте описательный рассказ о корове, не называя её. Каждая из граней – подсказка для составления рассказа. В конце аудитория должна угадать, о каком животном идёт речь.
3 группа. Игра на словообразование прилагательных "Машина каша" 
Цель игры: закрепление навыка образования относительных прилагательных. 
Мама готовила завтрак. Она сварила любимую кашу для своей доченьки Маши. Каша получилась очень вкусная!
Вот это - хорошая девочка. 
Зовут эту девочку Маша! 
А это – её тарелочка. 
А в этой тарелочке ... каша.
Какую каша мама сварила из манки? А из риса? и т.д.  

         Конечно же, мы увидели лишь малую часть того, как можно использовать чудо-кубики в игровой и образовательной деятельности. Возможности данного игрового комплекса безграничны.

Важное преимущество нашего игрового комплекса «Кубомир» и принципиальное отличие от других наглядных пособий заключается в том, что каждый из кубиков – это прежде всего конструктор, который можно использовать десятками способов, в зависимости от возраста ребёнка, его предпочтений в данный момент, изучаемой лексической темы и т.д.

Грани кубиков-конструкторов можно располагать:

Линейно:

- составление рассказа по серии сюжетных картинок (с нахождением лишней картинки, например);

- работа с мнемосхемой (с целью разнообразия занятий любую мнемосхему можно представить в виде последовательности граней чудо-кубика);

- составление предложений с использованием условных обозначений предлогов, слов-признаков, слов-предметов;

- «Найди лишнее»;

- расположение в определённом порядке признаков того или иного времени года (тает снег, появляются проталины, появляются первые подснежники, с юга прилетают перелётные птицы) и т.д.

Попарно:

- фрукт/овощ – где растёт;

- профессия – инструмент;

- транспорт – воздух/земля/вода;

- животное – его жилище;

- животное – детёныш;

- «Один - много»;

- большой – маленький («Назови ласково») и множество других вариантов.

Тройками:

- два признака предмета – предмет (загадки – описания, которые так нравятся детям: красный – круглый – помидор);

- животное – тень – чем питается;

- картинка – условное обозначение звука - схема с позицией этого звука в слове и т.д.

В виде иерархии:

Например, изображение материала (дерево, пластик, стекло, металл), а ниже – картинки с изображением предметов, которые изготовлены из данного материала – образование относительных прилагательных (ваза из стекла – стеклянная ваза).

Что касается больших кубов – конструкторов, то это безграничное поле для творчества. И, что особенно приятно, любой сюрпризный момент можно обыграть с помощью такого куба.

Большие кубы нами активно используются при работе с автоматизированными рядами: изучение времен года, например; 

Цвета радуги, геометрические фигуры; поле, разделённое на 4 квадрата (правый верхний, правый нижний, левый верхний и левый нижний – развитие пространственных представлений) – всё это располагается на гранях наших кубов; также работа с гласными звуками – их 6, как и граней куба. Это очень удобно. В данном случае мы используем куб как мобильное наглядное пособие по изучению звуков, к которому у детей всегда есть доступ.

Конечно, стоит сказать о том, что большие кубы мы, как правило, используем на групповых занятиях, а небольшие – на индивидуальных и подгрупповых.

Ещё Константин Дмитриевич Ушинский писал «Учить ребёнка каким –нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Поэтому я считаю, что игровой комплекс «Кубомир» - ещё один хороший способ сделать нашу образовательную деятельность ярче, разнообразнее и эффективнее.

24 мая 2017 в 17:10

Прикреплённые файлы:

Документ: Мастер-класс "Игры в кубе".

Описание файла:

Файл называется: master-klas-prezentacija1_jv4af.pptx

Это официальный файл организации «Коновалова Елена Георгиевна», в нём содержится Мастер-класс "Игры в кубе"..

Размер файла: 19,26 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.